ornament ornamrnt

МАЙМОНИД - РАБЕЙНУ МОШЕ БЕН-МАЙМОН – великий ученый-теолог, философ, кодификатор права, врач и педагог, энциклопедическое наследие которого оказало огромное влияние на духовную и научную мысль последующих поколений. Моше бен-Маймон, всемирно известный под именем Маймонид (в еврейской традиции - РАМБАМ - аббревиатура из начальных литер полного имени: Рабейну Моше Бен-Маймон),- крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской, арабской и еврейской культуры.

Маймонид (Рамбам) родился в 1135 году в Испании в городе Кордоба (14 дня месяца Нисана 4895 года по еврейскому летоисчислению) в семье судьи г.Кордобы раввина Маймона бен-Йосефа. Наряду с религиозным высшим и теологическим образованием известный талмудист Маймонид получил и светское образование по математике, естествознанию, астрономии, медицине, юриспруденции, философии и музыке.

С 13-летнего возраста Маймонид испытал на себе всю тяжесть гонений: с 1148 по 1159 гг. он вынужден жить в среде мусульманских общин. С 1159 года в течение десяти лет семья Маймонида переживает период мучительных скитаний: Акко (город крестоносцев), Иерусалим и, наконец, Фосфат (старый Каир) становится длительным пристанищем для Маймонида.

В Фосфате Маймонид обретает славу духовного оракула своего времени: сюда со всех концов стекаются иудеи, мусульмане, христиане, чтобы послушать его проповеди, лекции по философии и медицине, по праву и естественным наукам. По вечерам матери поют младенцам колыбельные, нежные и певучие, написанные Маймонидом. А по субботам правоверные иудеи собираются послушать Маймонида - великого знатока Торы и насладиться его канторским искусством. Несмотря на всеобщую любовь, поклонение и признание в некоторых ортодоксально-консервативных кругах растет неприятие идей Маймонида. Однако он проявляет потрясающий образец безразличия к своим оппонентам и никогда не участвует в дискуссионной суете. "...Мой день заполнен следующим образом: я живу в Фосфате, а Султан находится в Каире. Я обязан каждое утро его навещать... ... Я нахожу приемную, заполненную народом, евреями и не евреями, дворянами и простолюдьем, друзьями и противниками - пестрая смесь людей ожидает моего возвращения",- писал Маймонид.

Маймонид - удивительный Человек, которого называли "светоч поколений", писавший на своих многочисленных родных языках: древнееврейском, арамейском, испанском, арабском. Что сделал он, почему признан и почитаем всеми, невзирая на вероисповедание и принадлежность к различным культурам? Как преодолел великое противостояние? И почему его имя, широко известное в интеллектуальных, медицинских и духовных кругах дореволюционной России, лишь однажды упомянуто в Философской энциклопедии советского периода?

Несмотря на все сложности, которые претерпело человечество за истекшие после рождения Маймонида века, своим влиянием Маймонид не допустил непоправимого раскола между религиозным и научным мировоззрением. Незримо, но ощутимо, простираясь через века, Маймонид   присутствует в любом современном научно-исследовательском и теологическом толковании.

Доступным и реальным провозгласил Маймонид диалог различных культур и религий: от взаимопонимания, сочувствия и соучастия до взаимопроникновения. Именно Маймонид привнес освобождение духа и разума от приверженности к букве религиозного откровения, тем самым укрепив на века Веру и Разум: Разум в Вере, Веру в Разуме, Разум и Веру. Без малейших ограничений того и другого. Великолепный мастер синтеза и анализа, Пророк неограниченных возможностей мира и добра, Маймонид нашел и утвердил навечно путь вездесущего бесконфликтного компромисса.

Свободный выбор такого пути, по Маймониду, ограничен снизу посредством наказания и сверху познанием добра и зла. Впервые Человеку в учении Маймонида отводится активная роль в его отношении с Богом: если Человек реализует свой разум и достигнет с его помощью Божественного изобилия целостного религиозного бытия, Божественное Провидение, несомненно, посетит его. Судьба истории, утверждает Маймонид, в руках тех, кто пребывает в этот период в сути данного исторического процесса.

Строя мост в будущее для всего человечества, Рамбам убедительно подчеркивает общее в судьбах иудаизма, христианства, ислама и демонстрирует необычайную тактичность, терпимость и философский интерес к их идеям: Маймонид отмечает высочайшую значимость и духовность исламской Веры и единого бога и христианской приверженности к Святому писанию.

Монотеизм, составляющий основу всех мировых религий, по Маймониду, и есть прекрасная основа для совместного бытия всех народов и взаимопроникновения культур.

До Рамбама не было книг по законодательству, в которых бы текст не сопровождался грузом многочисленных ссылок на автора и точными указаниями первоисточника. Рамбам выступает как первый кодификатор, создавший новый тип законодательной литературы. Его перу принадлежит первая запись законоположения. Рамбам использовал разнородные источники разного филологического уровня, подчас противоборствующих социальных групп, и создал на этом сложном фоне новую форму универсального языка законодательных текстов.

Маймонид как врач - это мудрейший практик, впервые уверивший мир в возможности влияния на синтез белковых структур и выращивании Человека в пробирке, и при этом не только не поправший незыблемости Веры, а, напротив, утвердивший Веру как важнейшую канву медицинской науки.

В 1204 году, в возрасте 70 лет, Маймонид (Рамбам) умирает. Его могила на Святой Земле в Тверии и по сей день место паломничества. В день его кончины в Фосфате был объявлен трехдневный траур, а в Иерусалиме - Всеобщий пост и чтение " священного писания". Великого мыслителя оплакивали все как невосполнимую утрату иудейского, мусульманского и христианского народов. Имя Маймонида по праву считается светом Востока и Запада, а его творения - "чудом поколений".

Допустив светское образование как не противостоящее системе религиозного, Маймонид, по существу, дал возможность нынешнему поколению учиться различным наукам, не отрицая этим необходимости и важности Веры во Всевышнего и постоянного служения Ему.

И не случайно, наверное, именно в Российской нише столь долгого мучительного безверия в наши дни создан первый в мире Университет, носящий имя великого Маймонида.

Это вселяет надежду и Веру в будущее Российской науки, культуры и образования.

Государственная Классическая Академия имени Маймонида, созданная Постановлением Правительства Российской Федерации, формулирует свою приоритетную задачу как сохранение классических традиции российского университетского образования в неклассический период развития Российской истории.

Государственная классическая Академия имени Маймонида, ровесница Новой России, преемник более тысячи муниципальных еврейских гимназий, Институтов и Университетов дореволюционной России. Справедливости ради стоит отметить, что уничтожение оных произошло практически тотально. Однако традиции еврейского образования оказались жизнестойкими, равно как и вклад евреев в медицину, музыку, математику, филологию, философию, юриспруденцию. Это и определило основные направления, по которым готовит специалистов наша Академия.

Впервые, за последние более чем полвека, и именно в России создан Государственный светский Университет, в котором изучается культура, история и наука в контексте вековых традиций еврейского народа. Быть может, именно этим и обусловлено то обстоятельство, что в Академии Маймонида учатся представители всех конфессий, реализуя стремление всего российского общества к национальному согласию.

Однако учиться здесь нелегко. Государственные стандарты, дополненные авторскими программами, строжайшая дисциплина и весьма высокие требования на всех уровнях аттестаций, обеспеченные высоким уровнем профессорско-преподавательского состава, рассчитаны на хорошую подготовительную базу студентов. Отсюда выходят специалисты высокого класса, адаптированные к требованиям потребительского сообщества.

Множество неожиданностей и препятствий как преодолимых, так и непреодолимых составляют основу древа жизни. Его плоды и горькие, и соленые, и сладкие вкушаемы в некой пропорции, данной нам откуда-то извне. Но каждый, живущий на этой Земле, стремится к счастью, добру, благополучию, благосостоянию. Удовлетворение такого определяющего стремления теснейшим образом связано с чувством меры во всем и всегда.

Чувство меры в каждом Человеке - субстрат комплексный: это и врожденное качество, и благо, приобретённое одновременно. Воспитание чувства меры, совершенствование и оттачивание его – это, пожалуй, и есть основополагающая задача, которую ставит перед собой руководство Академии. И пусть Вас, пришедших к нам поступать, не удивляет при этом, что мы ратуем за безмерную любовь к знанию, к постижению научных истин, к освоению высоко профессиональных навыков.

И да благословит Всевышний всех нас на доблестные дела во имя достижений и процветания Российской науки и культуры.

 

Ректор - создатель Государственной Классической Академии имени Маймонида, 

академик, профессор философии и медицины, 

кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством»

ВЕРОНИКА   РАФАИЛОВНА    ИРИНА-КОГАН.

 

ornament ornamrnt